Официальный сайт
Главная Регистрация | Выход | Вход
 МАОУ - Лопушская СОШ
им. Н.М. Грибачева

Четверг, 26.12.2024, 14:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ДОМ "ЮНАРМИИ
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы относитесь к ограничению доступа детей к сети Интернет
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title

Панасова Ольга Владимировна. Учитель русского языка и литературы


Работа с проблемным вопросом: «Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?» (по произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).

(Фрагмент урока) 

Полный текст разработки 

       

 

      1. Работа с инструкцией (сочинение-рассуждение на итоговой аттестации). Вспомним вопросы теории (работа со слайдами «Виды рассуждения», сопоставление рассуждения-доказательства (одна «плоскость», применимо для сочинения на ЕГЭ по русскому языку) и эссе («многомерная» и «многоуровневая» работа, применима для написания сочинения-рассуждения (работа с проблемным вопросом) по литературе), эссе как жанр).  3 минуты

       2. Работа с проблемным вопросом: «Когда возникает конфликт между и разумом?» Порядок работы: определить основополагающие слова (понятия) (конфликт, чувства, разум), определить угол зрения (заменить местоимённое наречие «когда» существительными (=условия, причина, обстоятельства). (Необходимая информация отражается на доске, работа со слайдом). 2 минуты

       3. Анализ предложенных вариантов начала сочинения на заданную тему. Найти наиболее приемлемые варианты (индивидуальная работа, заполнение аналитической таблицы (оценочного листка) – от 0 до 5 баллов) .

Оценочный листок (работа с вариантами вступления)

 

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Подведение к проблемному вопросу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с понятийным блоком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование элементов рассуждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка тезиса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с результатами наблюдений.

        В результате групповой работы выберите наиболее полный и интересный вариант вступления или создайте новый. Предложите свой вариант (одна группа предлагает, другая – анализирует (анализ предложенных вариантов + свой вариант, который анализирует каждый). 10 минут

       4. Анализ  основной части работы (самоконтроль, работа в парах: взаимопроверка, заполнение оценочного листка, обсуждение, анализ + свой вариант – от 0 до 5 баллов). 20 минут

Оценочный листок (работа с основной частью работы)

 

самооценка

взаимопроверка

готовый текст

Переход от вступления к основной части

 

 

 

Работа с произведением

 

 

 

Грамотное оформление аргументов

 

 

 

Работа с понятийным блоком

 

 

 

Логика построения мысли

 

 

 

Вопросно-ответная форма

 

 

 

 

Вариант сочинения-рассуждения.

            С самого рождения мы «погружаемся» в мир людей. А каждый человек «есть тайна», как утверждал Ф.М.Достоевский. Иными словами, одинаковых людей нет. И поэтому мы не можем «коротко сойтись» с каждым из них: кто-то нам близок и понятен, а с кем-то мы вступаем в противоречия, зачастую приводящие к конфликту (по определению С.И.Ожегова, «столкновению, серьёзным разногласиям, спору»). Так, конфликт возникает на основе разногласия: существование нескольких точек зрения приводит к столкновению, спору. Но это во «внешнем» мире. А когда же возникает внутренний конфликт, конфликт между чувствами и разумом? Ответ очевиден: при возникновении разногласия между велением разума (способности логически мыслить, познавать и осмысливать действительность) и потребностями души, а именно душа «рождает» чувства (способность воспринимать, осознавать, понимать окружающий мир на основе ощущений, впечатлений).   Владимир Лермонтов, современный писатель-эзотерик, размышлявший в своих книгах о взаимодействии души и разума, сказал: «Мы пришли в этот мир с единственной миссией – осуществлять намерения души. А у души одно желание – жажда любить и одаривать мир любовью, наслаждаться счастьем и делиться счастьем с миром, обладать богатством, какое имеет сама». Но зачастую голос души тих, он заглушается «громогласными» повелениями разума. И мы слушаем разум и игнорируем потребности души, свои чувства (вспомним наставление взрослых, заученное, как «Отче наш», в детстве: «Есть слово «хочу», а есть слово «надо». Если надо – забудь о «хочу»). Но душа не может всегда оставаться безмолвной. Если её «чаша терпения» переполнится, она выражает протест. И этот конфликт имеет самые серьёзные последствия, так как борьба, противостояние ведется в сознании одного человека. А что может стать причиной подобного конфликта? В первую очередь, - обстоятельства, заставляющие рассудок руководить душой вопреки её желаниям.

             Прекрасной иллюстрацией размышлений о  конфликте между разумом и чувствами, причинах, условиях его возникновения, его последствиях  является  роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». В самом начале романа мы знакомимся с «молодым человеком», находящимся «с некоторого времени… в раздражительном напряжённом состоянии, похожем на ипохондрию», то есть в «болезненно-угнетенном состоянии» (словарь С.И.Ожегова). И даже внезапно возникшая в нём «жажда людей», непродолжительная потребность в человеческом общении, сменяется «предчувствием», «что вся эта восприимчивость к лучшему была тоже болезненная». А в душе его обосновались «чувство глубочайшего омерзения» и «злобного презрения». Он задаёт себе мучительный вопрос: «И неужели такой ужас мог прийти мне в голову?» И с болью констатирует: «На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..» Испытывая «мучительную внутреннюю борьбу», он мечется между явью и бредом, впадает в беспамятство. Когда удается на время сбросить «с себя это страшное бремя, давившее его так долго» и ощутить душевную лёгкость, обращается к Богу с искренней мольбой: «Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекусь от этой проклятой…мечты моей!» Так то же это за «мечта», поработившая Родиона Раскольнокова, (а мы говорили именно о нём)?  О ней мы узнаем, следуя за героем по страницам романа. «В бессонные ночи и в исступлении… с энтузиазмом подавленным» (определение Порфирия Петровича) «при тщеславии бешеном, исключительном» (так охарактеризовал Раскольникова Зосимов)в сознании гордого и самолюбивого молодого человека, коим является Родион Раскольников, в условиях крайней нужды и отчаяния в «коморке», напоминающей гроб (по замечанию Пульхерии Александровны) в воспалённом мозгу Раскольникова «вызревает» теория деления людей на категории: «тварей дрожащих» и право имеющих «разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия». Для Раскольникова «иным препятствиями» волей судьбы и проведения становиться «заедающая чужую жизнь» «глупая и злая старушонка». Разум «идейного убийцы» (а именно так говорит о нём сам автор в комментариях к роману) создает теорию и намечает план подтверждения состоятельности теории и доказательства своего отношения к «когорте Наполеонов». Но это веление разума, а душа Родиона, «верующего» в Бога и воскресение Лазаря, любящего сына и брата, человека, способного понять чувства другого человека (вспомним, как болезненно он переживает решение Дуни ради спасения его и матери выйти замуж за Лужина, состояние, в котором оказалась Соня, желающая помочь близким людям, как сочувствует он Мармеладову, Катерине Ивановне), прийти на помощь (Родион отдаёт последние деньги на похороны Мармеладова) протестует. Раскольников же, ставший рабом теории, пытается оправдать своё злодеяние, игнорирует желания души и чувств, и  жизнь в нём «замирает». Не случайно и он сам понимает, что болен, «не в состоянии всего ясно и здраво обсуждать», и другие в нём замечают явные следы сумасшествия.  Ему недостаёт «воздуху»: он теряет сознание, лишается чувств, потому что не может вынести «страдания», которые становятся его обычным состоянием. Не смог Родион «с одной логикой… через натуру перескочить». Так что же стало причиной мучительного конфликта между чувствами и разумом героя? «Натура» (личностные качества) и обстоятельства, в первую очередь, мир, в котором он живёт. По мнению Свидригайлова, Петербург – «город полусумасшедших»: «много народу, ходя, говорят сами с собой». «Невыносимая, страшная  жара», «духота смертная», «как в комнате без форточек», крайняя нужда, заставляющая людей отрекаться от своих чувств и желаний и подчинять свои действия велению разума, ведут  зачастую к неразрешимому внутреннему конфликту, приводящему к бреду и сумасшествию. В состоянии конфликта между разумом и чувствами пребывают многие герои романа Ф.М.Достоевского. Не исключение и Соня Мармеладова, вынужденная пойти на панель. Не случайно для Раскольникова «составляло вопрос, почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении и не сошла с ума», её «сознание ещё сохраняло чистоту духа». Соня сама отвечает на этот вопрос: «Что ж бы я без бога-то была».  И Раскольников понимает, что «тайна её» - вера. Вера помогает «вечной Сонечке», которая, по мнению Раскольникова, «понапрасну умертвила и предала себя», хотя «могла бы жить духом и разумом», не позволить разуму и чувствам вступить в открытый конфликт: её душа, в отличие от тела, «обслуживающего» разум, осталась чиста и непорочна, осталась с Богом, в отличие от души Раскольникова, который действовал как «умник» (так говорил он сам), но по велению дьявола («дьявол смущал меня», «чёрт тащил»), и «себя убил»…

               Михаил Зощенко в своих публицистических размышлениях о причинах возникновения в нашем организме физических недугов убедительно доказывает, что первопричиной наших болезней является конфликт между велением разума и желанием чувств:  если вы не хотите куда-то идти, у вас может по-настоящему заболеть нога, но,  как только необходимость  совершения нежелательного действия отпадет, физическая боль уходит. И это не симуляция, а работа подсознания, передающего импульсы нашему разуму. Вот так согласованно могут «работать» наши чувства и разум. А нам главное «не навредить» (девиз настоящих врачей) самим себе. Позволяй чувствам и разуму, невзирая на обстоятельства и причины, услышать друг друга, оценить обстановку и договориться – и внутренняя гармония будет достигнута! 

 

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
Архив записей
Полезные ссылки
Поиск

МАОУ-Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачева © 2024Бесплатный хостинг uCoz
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?