Панасова О.В. учитель русского языка и литературы
Из опыта работы.
Использование дифференциации в рамках личностно ориентированного обучения имеет целью создание таких условий, при которых каждый учащийся усваивает учебный материал, но процесс усвоения знаний максимально индивидуализирован (различный темп работы, различная степень сложности предлагаемых для отработки практических умений и навыков заданий, разноуровневая работа, дифференцированный характер заданий). Подобный подход к организации учебного процесса позволяет каждому учащемуся максимально реализовать свои возможности, способствует созданию психологически благоприятного микроклимата в ученическом коллективе, позволяет организовать работу каждого на протяжении всего урока, активизирует познавательные интересы учащихся, повышает работоспособность и результативность урока.
Дифференциацию при организации процесса обучения, как показал опыт, возможно использовать на различных этапах работы над изучаемым материалом.
Применение дифференциации при изучении нового материала.
Основные этапы:
1. Предлагается теоретический материал в целом по теме (блоковая подача материала), акцентируется внимание на основных положениях и понятиях.
2. Фронтальная работа. В ходе работы над конкретным материалом учащимися приобретаются основные знания по теме, отрабатываются практические умения. Учитель отвечает на возникающие у учащихся вопросы в процессе выполнения работы.
3.Индивидуальная работа. Отработка практических навыков. Самоанализ. Консультативная помощь учителя. Самоконтроль. Консультативная помощь учителя. Контроль, осуществляемый учителем. Консультативная помощь учителя.
4. Контрольный тест.
5.Проверка учителем работ, выполненных учащимися, их анализ, оценка степени усвоения учащимися учебного материала, сформирования практических умений и навыков. Учитель определяет:
а) наиболее типичные ошибки (работа над ними проводится в ходе анализа выполненных работ);
б) индивидуальные ошибки (для каждого учащегося составляется карточка-помощник, в которой определен круг вопросов, над которыми необходимо продолжить работу).
6. Создание пар и групп сменного состава, в которых тот, кто усвоил данный материал, консультирует того, кто данный материал не усвоил. Работа в парах (группах) сменного состава.
7. Контрольный тест для тех, кто продолжает работать над данной темой. В это время консультанты получают задание повышенной степени сложности.
8. Проверка и анализ работ. Корректировка информации, помещенной в листке-помощнике. При условии, что 70-90% учащихся класса справились с контрольной работой по данной теме (в том числе при осуществлении повторного контроля) можно переходить к изучению следующей темы. Те же учащиеся, которые показали неудовлетворительные знания, продолжают работу над указанными в карточке-помощнике вопросами самостоятельно, получая необходимую консультативную помощь со стороны учителя. На уроках-консультациях, уроках ликвидации пробелов в знаниях, рабочих уроках данные учащиеся получают индивидуальные контрольные тесты, цель которых – проверить степень усвоения материала, скорректировать рекомендации. По мере отработки материала в карточках-помощниках вычеркиваются те вопросы, по которым при выполнении задания контрольного теста учащийся получил положительную оценку. Если повторный контроль не дал желаемого результата, необходимо повторить предыдущие действия.
Индивидуализация и осуществление дифференцированного подхода при организации работы по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Алгоритм действий учителя и основные этапы работы:
1. После изучения темы проводится урок (серия уроков) с целью обнаружить возникшие в знаниях учащихся пробелы. Формы организации контроля: урок-практикум, зачет, тестовый контроль, контрольная работа.
2. Анализ работ и определение круга вопросов, над которыми необходимо продолжить работу (ошибки общие и ошибки индивидуальные).
3. Работа над общими ошибками проводится в ходе фронтальной работы, желательно до знакомства учащихся с результатами индивидуальными. Знакомство учащихся с результатами, достигнутыми каждым из них. Параллельно учащиеся получают листки-консультанты, в которых учителем определен круг вопросов, которые необходимо доработать. Возможен другой вариант: учащийся сам определяет для себя круг вопросов, требующих доработки.
4. Ликвидация пробелов в знаниях осуществляется каждым в индивидуальном порядке по схеме, обозначенной ранее (самостоятельная работа над вопросами теории (возможна консультативная помощь), индивидуальная работа на уровне практическом (учитель-консультант), контрольный тест дифференцированного характера, контроль, осуществляемый учителем, оказание консультативной помощи, самоанализ, повторный контрольный тест). Данная работа проводится до тех пор, пока по всем вопросам, обозначенным в листке-консультанте, учащимся не будут получены положительные оценки.
Дифференциация при осуществлении контроля.
Учащимся предлагаются разноуровневые дифференцированные задания. Максимальная оценка за тот или иной вид задания соответствует его степени сложности. Учащийся имеет право претендовать на ту или иную оценку, выбирая степень сложности предложенного задания.