Барабанова Екатерина Яковлевна
учитель начальных классов МАОУ - Лопушская СОШ имени писателя Н.М.Грибачева 1 класс
Урок обучения грамоте.
Урок –игра
ЗВУК [ Ш ]. БУКВЫ Щ щ.
Цели:
1.Познакомить детей с новыми буквами, формировать представление детей о звуке
[ щ ] как о глухом мягком непарном звуке.
2.Отрабатывать навык чтения слогов, слов с этой буквой.
3.Формировать навыки чтения, работы с текстом, умения фантазировать, сопоставлять вымысел и реальность по сказкам, Отрабатывать навык выразительного чтения, умения пересказывать.
4.Расширить представление о подводных обитателях.
5.Воспитывать любовь к русским народным сказкам, к труду людей.
Оборудование: сказочный герой Емеля, картинки (лещ, щука), слоговые таблицы, рыбки со слогами, домик, таблица буквы Щ щ, удочки, сигнальные карточки, рыбки.
Ход урока.
№ |
Этапы урока |
Цели урока |
Содержание работы |
Методы и формы ра-боты |
Контроль |
1. |
Организацион-ный момент. |
Организовать учащихся на продуктивную деятельность |
Тише,тише ,тишина ! Разговаривать нельзя Тихо сядет первый ряд, Остальные постоят. Тихо сядет ряд второй, Подружившись с тишиной. Сядет третий ряд у нас И урок начнем сейчас.
|
|
|
2. |
Мотивация и целепологание |
|
Какой сейчас урок? Чтобы вы хотели узнать на уроке и чему научиться? Сегодня мы повторим, что вы узнали на предыдущих уроках и познакомимся с новыми буквами и звуком. На урок я пришла не одна. Когда я шла к вам мне встретился Емеля. -А из какой он сказки? Кто знает? Он спросил меня, куда я иду. Я ответила, что в 1 класс. Он сказал, что очень много слышал о вас и ему захотелось узнать самому, как вы учитесь. Сколько букв уже выучили, как умеете читать. Попросил взять его с собой к вам на урок и я его взяла и еще он сказал ,что кто будет хорошо работать он оставит подарок. |
Беседа |
|
3. |
Повторение изученного материала. |
Повторить изученный материал, подготовиться к изучению нового |
1.Работа по ленте букв. Ребята, Емеля открыл мне один секрет. Оказывается, он никогда не учился в школе и хотел бы узнать чему учат в школе. Давайте расскажем ему, что мы знаем о речи, о предложении. Что такое слово? Из чего состоят слова? Какие бывают звуки? -Молодцы. Нам с Емелей очень понравилось. Теперь и Емеля узнал то, что знаете вы. Ему очень понравилось, как рассказывали ребята…и он им дарит своих рыбок, которых он сам поймал. 2.Работа по слоговой таблице. Оказывается, Емеля не умеет и читать. Давайте научим его читать. Почитаем слоги по слоговой таблице. -Хорошо, молодцы. Теперь и Емеля умеет читать, а тем кто его научил, он дарит свои подарки.
|
Хором, инди-видуально
1-ый ученик ра-ботает у таб-лицы 2-ый ученик ра-ботает у дос ки-печатает слоги Остальные- работают в тетрадях
|
Учитель
Учитель
|
4.
|
Основная часть. 1)Беседа по иллюстрации. с.186-187. Работа по учебнику.
2)Физминутка.
3)Слого-звуковой анализ слова ,,лещ’’
4)Знакомство с буквами Щщ
5)Чтение слогов.
Знакомство с правилом.
Работа по учебнику.
5)Чтение слов с.187
6)Чтение стихотворения ,,Лещи’’.
7) Физминутка
8)Чтение скороговорки. с.186
9)Чтение рас-сказа(пособие с.62) |
Работать над развитием уст-ной речи учащихся.
Сопоставить вымысел и реальность по сказке.
Развивать фонематический слух
Отрабатывать навык чтения.
Отрабатывать навык чтения.
Отрабатывать навык выразительного чтения.
Работать над речью учащих-ся.Развивать внимание,па-мять.
Отрабатывать навык работы с текстом. |
Ребята, Емеля хотел бы узнать у вас, как вы знаете сказку, из которой он пришел. Откроем ,,Азбуку’ ’на стр.186-187 и рассмотрите рисунок. Кто герои сказки? О чем сказка? ,,По-щучьему веленью’’- это русская народная сказка. Что вы можете сказать о Емеле? Что можно сказать о щуке? О чем мечтал Емеля, лежа на печи? Могло ли это быть на самом деле? Почему? Какие его мечты сбылись? (вода с ведрами - водопровод, сани с дровами - машина, печь едет -мотоцикл) Дома еще раз прочитайте сказку о Емеле и нарисуйте рисунки о том как мечты Емели превратились в жизнь. А помог людям сделать сказку былью технический прогресс. Молодцы , Емеля видит, что вы знаете его сказку. Емеля предлагает вам немного отдохнуть.
У реки росла рябина А река текла рябила Посередине глубина Там гуляла ры-би-на Эта рыба – рыбий царь Называется –пескарь.
Ребята, а какую рыбу поймал Емеля? Но не только щуку поймал он, но и леща. Вот посмотрите на рисунок. Тело леща сильно сжато с боков. Лещ чешуей покрыт не весь, местами ее нет. Длиной он 28-45 см. Вес достигает до 6 кг. Он встречается почти во всех реках нашей страны,. Емеля хочет посмотреть, как вы умеете читать слова. Хором произнесем слово-лещ. Сколько слогов в этом слове? Почему в слове один слог? Из чего он состоит? Произнесем хором звук [ ш ] Дайте характеристику звука [ ш] (согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой). Почему? Звук [ш] -согласный, глухой, всегда мягкий.
Этот звук обозначается вот такими буквами - Щ щ Сравним печатную и письменную буквы Щ щ Чем похожи? Чем отличаются? А сейчас давайте пофантазируем. Нам хотелось бы с Емелей узнать на что похожа буква Щ.
А теперь Емеля хочет, чтобы мы с вами и он научились читать слоги с новой буквой. Ребята, вы любите рыбалку? А кто из вас ходил на рыбалку? С кем вы ходили? Какую рыбу поймали? Вот и Емеля тоже любит рыбалку и предлагает вам поймать рыбки и прочитать слоги.
ЩА ЩУ ЩИ ЩЕ ЩЁ Молодцы, этих рыбок Емеля дарит вам. Ребятами , при чтении слогов с буквой Щ используются не все гласные буквы. С какими гласными буквами не читается Щ (я,о,ы,ю,э).
Запомни: ЩА пиши с А. ЩУ пиши с У. Хотя звук [ ш ] всегда мягкий.
Прочитаем слоги в ,,Азбуке’’ с.187.
-Нам очень с Емелей понравилось, как вы умеете читать слоги. Правильно громко.
А теперь мы хотим посмотреть, как вы умеете читать слова.
На доске: Словарная работа: Щегол-птица Чаща- Роща- Щука-рыба Щенок-животное Лещ-рыба Где живут рыбы?
Чтение этих слов .
А сейчас, давайте покажем Емеле, как мы умеем читать стихи. Чтение стихотворения. -О ком это стих.? -Где гуляли лещи? -Какие были лещи? Повторное чтение.
Выборочное чтение.
После такой работы давайте немного отдохнем. Ща-ща-ща Щука смотрит на леща. Щу-щу-щу Надо уплывать лещу Щука говорит лещу: ,,Я обиды не прощу’’.
Сейчас у нас трудная работа. Чтение скороговорок. Давайте научим этому и Емелю. Что такое скороговорка? Для чего нужна? Прочитаем скороговорки. Какой звук вы слышите чаще всего? Чтение детьми –медленно-быстрее. Молодцы, теперь и Емеля умеет читать скороговорки.
Как я уже говорила Емеля любит рыбалку. Но не только Емеля ее любит, но и ребята тоже ее любят. А вот куда они ходили на рыбалку и что поймали, узнаем из рассказа в пособии на с.62. 1.Чтение учащими ся (хорошо читающими) 2.Беседа по содержанию. -Где находилась речка? -Кто живет в речке? -Кто пришел на речку? -Кого они поймали?
Щука - хищная рыба и прекрасный пловец. Очень проворна. Щука на добычу нападает из засады. Питается мелкой рыбой и даже маленькими рыбками. У нее очень большие острые зубы. Щука встречается во всех пресных водоемов, кроме соленых вод. 3.Повторное чтение.
4.Выборочное чтение. -Кто живет в реке? -Кого поймали ребята? -Где находится речка? 5.Что прочитали? Почему? Сколько предложений? Озаглавим текст. Заголовок –основная мысль текста. 6.Пересказ текста.
-Емеле очень понравилось как вы читали и пересказывали. А ребята, которые пересказывали, он дарит им рыбок.
|
Беседа
Беседа
Коллективно
Рассказ учителя
Хором
Хором, инди-видуально
Беседа
Хором, индивидуально.
Учитель
Чтение ,,цепочкой’’.
Учитель. Хором, инди-видуально.
Беседа
Рассказ учителя.
Чтение ,,цепочкой’’
Беседа |
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель
Учитель.
|
5. |
Обобщение. |
|
-Емеле понравилось на уроке. Он многому научился и понял, что лежа на печи ничего не узнаешь, ничему не научишься. Он говорит вам спасибо за то, что вы его многому научили. Ему понравилось, как вы все работали сегодня. -Давайте покажем Емеле, сколько рыбок мы заработали. -Вот посмотри, Емеля, как ребята трудились и сколько заработали рыбок и запомни пословицу: Без труда не выловишь и рыбку из пруда’’. Не нужно лениться, а нужно трудиться, учиться и много будешь знать и уметь. -Емеле пора уходить. Давайте скажем ему: ,,До свидания. Приходи к нам еще.’’ - Наш урок подходит к концу. |
|
|
6. |
Итог урока. Рефлексия. |
Работать над развитием адекватной самооценки. |
С какими буквами мы познакомились? С каким звуком? Что повторили на уроке? Чему учились? Понравился ли вам урок? Как вы сегодня работали? Дома: Прочитать еще раз сказку о Емеле. Нарисовать рисунок. Чтение с.186-187. Вот звенит звонок веселый Нам урок пора кончать Встали ровно все красиво Все идите отдыхать. |
|
|