Официальный сайт
Главная Регистрация | Выход | Вход
 МАОУ - Лопушская СОШ
им. Н.М. Грибачева

Понедельник, 17.06.2019, 08:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы относитесь к ограничению доступа детей к сети Интернет
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title
Block title

Панасова О.В.  учитель русского языка и литературы


«И мы сохраним тебя, русская речь»?

 

                     И мы сохраним тебя, русская речь,

                     Великое русское слово.

                     Свободным и чистым тебя пронесем,

                     И внукам дадим, и от плена спасем

                                      Навеки!

В очередной раз на уроке литературы я слышу ахматовские строки, цитируемые учащимися с различной степенью уверенности и долей пафоса. И всякий раз, когда я слышу эти строки, меня восхищает уверенность А.А.Ахматовой в том, что «великое русское слово», отождествляемое поэтессой с идеей суверенитета, национальной независимости, государственности, если хотите, будет сохранено и передано «внукам». Нам, людям, занимающимся вопросами сохранения этой «громады» (определение дано Н.В.Гоголем) в ее «первозданном», полученном в наследство от наших великих классиков, виде по долгу службы и по велению сердца, так хочется разделить уверенность поэтессы в том, что мы сможем сохранить «этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Но, к сожалению, часто приходится признавать свое поражение в этой «борьбе» за «чистоту языка». В чем причина? А причин много, и проблем много. Позволим себе обратить Ваше внимание лишь на некоторые из них.

Минувший год был объявлен годом русского языка. А что сделано для того, чтобы наш «великий и могучий» язык поднять на верхнюю ступень пьедестала почета хотя бы в рамках сферы образования? На изучение русского языка в старших классах по базисному плану (то есть законодательно) выделяется лишь один час в неделю. Вот и «выжмись» учитель, «изловчись», чтобы язык «засиял всеми своими гранями», научи «ясно мыслить» и «ясно излагать», чтобы любая работа ученика была безупречна, да еще к единому государственному экзамену подготовь, потому что ему, выпускнику, еще и в ВУЗ поступить захочется. А некоторые учебные заведения сертификатам не доверяют: детям еще надо сочинение, изложение или диктант написать. Хорошо, если директор школы окажется единомышленником, проникнется нежной любовью к языку родному, поймет, что русские люди должны постичь законы родного языка, и еще часик «накинет» на постижение премудростей родной звучащей и письменной речи. Как-то в этой гонке забываешь о необходимости «любования словом», о восхищении при соприкосновении с красотой и изяществом «метко сказанного русского слова». Дай Бог все успеть и от времени не отстать, потому что дети наши в ногу со временем успевают идти: владение компьютером – для них не «закрытая тема». В промежутках между «уик-эндами», «тусовками», «презентациями», «шопингами» в Интернете на «чатах» «зависают», общаются через «аську» на уровне: «пупсик я то тебя тащюсь» ( с напрочь забытым знаменитым «чу/щу» и пропущенной запятой после обращения к «пупсику», настолько не заслуживающему уважения, что даже большой буквы для него жалко). А сейчас этот открытый диалог еще и по телевизору демонстрируют «бегущей строкой». И картинка уже никого не интересует. Куда интереснее, что пишут. А ведь так хочется, чтобы интересовало, как пишут!

М.В.Ломоносов утверждал, что русский язык «имеет природное изобилие, красоту и силу» и в нем одном можно найти все то, чем обладают языки мира каждый в отдельности. В.Г.Белинский отмечал, что русский язык «чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий». Эллочка Щукина легко обходилась тридцатью словами. А современные молодые люди зачастую (я совершенно не хочу обидеть всю молодежь!) используют лишь последнюю часть определения В.Г.Белинского, находя язык пригодным лишь «для выражения простых естественных чувств», да и выражения, прямо скажем, неумелого.

Следует ли их в этом винить? Пожалуй, нет.

Во-первых, слог и своеобразные синтаксические и орфографические «нормы», провозглашающие свободу от всяких норм, навязанные нам изрядно надоевшей телевизионной рекламой, проникли в наши души и сердца.

Во-вторых, «телезвезды» во всеуслышание с экранов телевизоров громогласно заявляют о том, что учиться – последнее дело, хвастаясь тем, что они, получая в школе в лучшем случае «тройки», «достигли степеней известных» (так и хочется, не в обиду нашим звездам, процитировать бессмертную фразу А.Платонова: «Великий человек, выросший из мелкого идиота»). А кому ребенок скорее поверит, «крутому» телевизионному авторитету, «плюющемуся» словами, или поднадоевшему школьному учителю, убеждающему, что необходимо «овладевать секретами языка»? «Овладевать» долго, сложно. А нужно ли это, если наши средства массовой информации с завидным постоянством доказывают, что никаких секретов нет: пиши, что хочешь и как хочешь (что ни строчка – то ошибка), а наши «именитые мужи» с высоких трибун зачастую убеждают в том, что говорить можно, не задумываясь над смыслом сказанного и не заботясь о языковом оформлении мысли?

А от того, как часто ты употребляешь в речи новомодные словечки, пришедшие к нам из-за «бугра», зависит степень твоей «крутизны». Вот и демонстрируют наши «бой-френды» и «бой-френдихи» свою «крутизну», к месту и не к месту употребляя иностранные и «бесполезные» слова, которые русскому человеку «даром не нужны» (утверждал Е.Базаров, герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

«Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать», - утверждал И.Ильин. «Но, чтобы воспользоваться всеми сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им», - продолжил и развил мысль И.Ильина Н.А.Добролюбов. Именно эту задачу – помощь ребенку в овладении законами языка – решает школа.

Но, помимо школы, ребенка «обучает» улица, воспитывают родители. К.Г.Паустовский был убежден, что «для того чтобы не потерять чувство…языка», нужно общаться с «простыми русскими людьми». Вот дети общаются и зачастую овладевают…профессиональными секретами мастерского ведения диалога на уровне бранно-матерной речи.

Вот таковы они, реалии нашей жизни.

И все-таки хочется верить, что И.И.Срезневский был прав, утверждая, что язык – это «драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может…ни умножиться, ни растратиться». «Народ выражает себя в языке своем», а у русского народа, хочется верить, великое будущее. И язык наш «переболеет» вместе с нами нашими «болезнями» и воскреснет к новой жизни «по-новому великим». Хочется повторить вслед за А.Яшиным:

                Я люблю свой родной язык:

                Он понятен для всех,

                Он певуч,

                Он, как русский народ, многолик,

                Как держава наша, могуч.

 

 

Архив записей
Ссылки
Полезные ссылки
Block title
»персональный
Поиск
Block title
Block title
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Block title

МАОУ-Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачева © 2019Бесплатный хостинг uCoz