Барабанова Екатерина Яковлевна
учитель начальных классов МАОУ - Лопушская СОШ имени писателя Н.М.Грибачева 2 класс
Материалы к разработке открыть
Если добрый ты – это хорошо!
Цель мероприятия:
Формирование нравственных качеств личности младшего школьника, воспитание стремления совершать добрые дела.
Задачи мероприятия:
Образовательная: поразмышлять с детьми о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви; расширить знания школьников о добре и о его роли в жизни каждого человека;
Развивающая: раскрыть нравственное содержание доброты, способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых поступков,
Воспитательная: закреплять правильное отношение к нравственным ценностям человека, формировать представление о достоинствах человека.
способствовать воспитанию доброго отношения к окружающим людям.
формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе,
пробудить интерес к чтению книг о дружбе, доброте.
Оформление, оборудование
- семь деревьев доброты – плакаты с названием конкурсов,
- карточки с однокоренными словами слову «добро»,
- карточки с пословицами,
- карточки с рисунками иглы, телефона
- карточки - лучи солнца (по тексту)
- плакат с буквами славянской азбуки,
- мультимедийный проектор,
- запись песни «Улыбка» В. Шаинского, «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»
- книжная выставка «Где добро – там и светло»
Подготовка: дети учат песни, стихи, подбирают пословицы о доброте, дружбе.
Ход классного часа
I Оргмомент.
Сегодня такой чудесный день. Возьмитесь за руки. Улыбнитесь друг другу.Пожелайте друг другу добра. Я тоже очень рада видеть вас.
II. Введение в тему.
Дорогие ребята! Предлагаю начать нашу встречу с прослушивания песни. Она поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор.
(Звучит песня "Дорога добра".)
- Правильно, мы поговорим о доброте.
Называется наш классный час « Если добрый ты – это хорошо!» (Слайд 1)
III. Основная часть занятия. Понятие "доброта".
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу, даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их. Путь к доброте нелёгкий. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Главное не свернуть с этого пути и не оказаться в мире зла. (Слайд 2)
- Какой путь выбираете вы?
Прикоснись ко мне добротой
И болезни смоет волной,
И печаль обойдет стороной,
Озарится душа красотой.
- Ребята, а как вы думаете,что такое, доброта, добро?
( Ответы детей: Это всё хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама...)
В словаре Сергея Ивановича Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость,
душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”, “добро” – это все положительное, хорошее, полезное. (Слайд 3)
- Ребята, а как вы думаете, где живет доброта?
(Ответы детей)
Читает ученик.
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты, в доме столько доброты?
У. - Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
- Так, заботясь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша помощь, ваша доброта, любовь, доверие. Вместе дружно, сообща, дерево, за деревом мы создадим этот сад.
Дерево первое. «Где спряталось добро»
Вам необходимо вспомнить слова и словосочетания,
в которых «спряталось добро», слова с корнем “добро”, если будете затруднять при ответе, я вам помогу
(На листках записаны слова - качества человека,
дети должны догадаться и выбрать листик с названием данной черты характера:
(добродушный, добросердечный, доброжелательный, добропорядочный, добронравный, добросовестный, добродетельный, доброго здоровья, добрый день)
* Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют:.
* Человека, у которого доброе сердце, называют:..
* Человек, который желает другим только добра, называют:..
* Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют:
* Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют:.
Добавляем в дерево листочки: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность и т.д..
- Основа всех этих слов “добро”. У поэта А.Яшина в одном из стихотворений есть такие строки:
Не от тяги к суесловью и сложились не вчера
Это братское, с любовью, пожелания здоровья.
Пожелания добра.
И живется, вроде, лучше, и на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.
Дерево второе: «Улыбка доброты»
- Я думаю, вы согласитесь со мной, если к человеку отнестись с добротой,
то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. А как вам эта улыбка? (Слайд 4)
И к нам в гости пришла улыбка.
Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней.
И хочу, чтобы все вы тоже подружились с улыбкой.
Я сейчас подойду к одному из вас и передам свою улыбку.
После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. и так далее. Последний игрок должен снова передать улыбку мне.
Дерево третье: «Пословицы о добре»
У. – В народе всегда относились к доброте по – особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». (Слайд 5)
У вас на столе лежат карточки, на которых записаны начала пословиц, надо назвать окончания. (Собери пословицу)
Карточки с пословицами:
1.На добрый привет…(добрый ответ)
2. Про доброе дело…(говори смело)
3. Жизнь дана на … (добрые дела)
4. Учись доброму…(дурное на ум не пойдёт)
5. Спасибо – великое…(дело)
6. Добра желаешь - …(добро и делай)
Звучит музыка В. Шаинского «Улыбка», проводится игра.
Дерево четвёртое «Добрые сказки»
(Слайд 6)
У. – Жизнь, достойная человека – это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идёте ли вы по улице,
садитесь ли в автобус, делаете ли какие домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч…) и представители добрых сил. Назовите их.
Ответы детей: Василиса Премудрая, Варвара – краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья – искусница и др. Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов
Учитель раздаёт карточки с рисунками предметов: иголка, тарелка, телефон, книга.
Задание –придумать добрые дела, которые можно совершить при помощи этих предметов
Ученики читают стихотворение М. Садовского «Доброе сердце»
Я как-то в дом принёс щенка, |
Нельзя причинить даже самого маленького страдания ни одному живому существу.
Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на мучения
Проявляйте участие к бездомным животным помогайте им выжить
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит, живёшь ты не зря.
Дерево пятое . «Копилка добрых поступков».
Нужно собрать только добрые, хорошие поступки. Каждый из вас может назвать свои добрые поступки , которые совершили, например, за вчерашний день.(Слушаем детей)_Молодцы они?
Я назову поступки, которые совершали разные люди. Если вы считаете, что этот поступок добрый,и и вы поступили бы так же, скажите: «Я молодец!», если плохой -осуждающе качаем головой.
1) Здороваться при встрече. +
2) Толкнуть и не извиниться. _
3) Помочь полить летом грядку на огороде +
4) Помочь поднять упавшую вещь. +
5) Не уступить место в транспорте. -
6) Сидеть в шапке за столом. _
7) Ломать ветки деревьев. _
8) Зимой помогать птицам, подкармливать их. +
9) После отдыха в лесу оставить после себя свалку мусора. _
10) Во время еды разговаривать. _
11) Сорить в классе и в других общественных местах _
12) Поздравить родных с праздником. +
13) После игры убрать в положенное место игрушки, книжки и т.д. +
14) Жаловаться на всех подряд _
15) Смастерить скворечник +
16) Перебивать взрослых, которые разговаривают -
18) Помочь товарищу решить задачу +
- Молодцы, всё верно.
Дома вы можете завести тетрадь добрых поступков и записывать их, или рисовать. Но не забудьте написать: «Я сделал это здорово! Я молодец!»
Учёные считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Помните: Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.
Вредные советы.
Ребята, я хочу проверить вашу смекалку.
Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые
все делают наоборот. Им дают полезный совет: "Умывайтесь по утрам" - они
берут и не умываются. Им говорят: "Здоровайтесь друг с другом" - они тут же
начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не
полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз
правильно.
Я приготовила вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы»
Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как надо поступить в данной ситуации.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, -
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо.
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки,
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять.
Стричься тоже бесполезно,
Никакого смысла нет.
К старости сама собою
Облысеет голова.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил - быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.
Молодцы,! Вы успешно справились с ловушками Скажите, у какого человека больше друзей – у доброго или злого?
Ответы детей: у доброго.
А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим в наш сад «Дерево дружбы»
Дерево шестое «Дерево дружбы»
Сейчас мы все встанем в круг и поделимся своей добротой. Каждый, поворачиваясь по кругу к своему соседу, берет его за руку и говорит пословицу о дружбе.
Высказывания детей:
-Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
- Один за всех, все за одного.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
- Друга на деньги не купишь. - Человек без друга, что земля без воды
- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
- Не мил и свет, коли друга нет.
- Сам пропадай, а товарища выручай. - Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь
Ведущий проводит игру – танец «Лавата»
Дети идут по кругу и поют:
..Дружно танцуем мы ,
Тра – та – та
Танец весёлый наш
- Это «Лавата»
Учитель:- Мои руки хороши?
Дети: - Хороши!
Учитель: Взялись за руки, танцуем дальше.
(Меняем слова: руки, локти, плечи, спина,коленки, пятки. На этом игра заканчивается на смешной нотке)
Ученик читает стихотворение Н.Тулуповой «Доброта»
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Дерево седьмое «Добрые слова»
- Ребята, а какие слова могут обидеть?(Ответы детей)
Правильно, плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согревает. Сейчас мы сделаем так, чтобы плохих слов вообще не было.
Мы создали сад доброты. Посмотрите, как он преобразился. Но что-то в нашей картине не так. Без чего не может быть жизни на земле, отгадайте загадку:
Светит, сверкает,
Всех радует и согревает. (Солнышко)
Правильно, это солнышко, а в нашей картине его нет. Давайте, добавим в нашу картину солнышко.
Солнышко своим теплом согревает землю, растения, животных, людей.
С ним тепло и уютно. Не случайно говорят: «Доброта, что солнце». Как вы понимаете это выражение? ( Ответы детей)
Поможем засиять нашему солнцу лучиками добрых слов.
Учитель показывает карточки с « плохими» словами.
Задание детям: подобрать к словам антонимы, заменив плохие слова на хорошие.
( грубый – вежливый, злой - , жадный - , грустный - ,горе - , вражда - ,обман - , жестокость- )
(Звучит тихая музыка, дети думают с закрытыми глазами). Подумали?
А теперь возьмите лучики, которые лежат у вас на партах, подходите тихо к солнышку, дарите ему свой лучик. (Дети приклеивают лучики к солнцу.)
У. –Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнышко – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит людей и помогает им, стремится сделать счастливее других людей, не скупится на хорошие, добрые слова. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце. Доброта – это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие, честное слово. Может быть, поэтому в старой азбуке буквы назывались словами. (Показываю плакат с буквами славянской азбуки(кириллица): аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, земля, люди, мыслите, покой.)
Азбука как бы призывала : « Люди Земли, живите, мыслите и творите добро Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.
Вот наш сад и наполнился добрыми деревьями. Так заботьтесь же о своём саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. А закончить встречу мне бы хотелось песней кота Леопольда. Слова вы знаете подпеваем вместе.
Звучит песня « Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда» Если добрый ты
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
4. Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу. Давайте оценим нашу работу, украсив наш сад цветами.
Красный - было очень интересно, узнал много нового.
Желтый – было интересно, но ничего нового не узнал.
Синий – было не интересно, скучно.
5. Итог занятия.
Очень трудно сохранить мир, в котором мы живем. Нужно жить в согласии с другими, беречь красоту природы.
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли
Чтобы добрыми словами,
Говорили вы с друзьями.
Всё в ваших руках!
Помните, доброта спасет мир! (Слайд 6)
Литература:
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1987.
2. Персидская И. В. Классные часы в 1-4 классах.- Волгоград: Учитель, 2007.
3. Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. С.О. Домбек. Вып. 2. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
4. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы. М.: "ВАКО", 2003.
5. Стихи. Н.Тулуповой «Доброта», М. Садовского «Доброе слово», Григория Остера «Вредные советы»