Лопушская средняя школа: вчера, сегодня, завтра…
Мы смело ответить можем,
Что слово «Учитель» значит:
Это Судьба и Призванье,
Творчество, Вера, Удача!
Вчера
В декабре 2012 года 115 лет со дня основания школы в с. Лопушь. В далёком 1897 году крестьянские дети впервые сели за парты, чтобы учиться грамоте. Первой учительницей школы была дочь сельского священника Мария Васильевна Зверева. Много препятствий пришлось ей преодолеть до открытия школы. Не встретив понимания среди помещиков села учительница отдаёт под школу одну из комнат своего маленького жилья. Со временем было построено первое деревянное здание школы. Многие годы трудилась Мария Васильевна в школе. До сих пор многие жители села с благодарностью вспоминают свою любимую учительницу.
Одним из лучших учеников М.В. Зверевой был Коля Грибачев, ставший в последствии известным поэтом и политиком. Николай Матвеевич много раз приезжал в родное село и оказывал посильную помощь школе. В частности, благодаря ему была построена новая двухэтажная школа, к сожалению мало прослужившая на благо людям.
Много сил и труда в развитие образования на селе вложили руководители школы П.В. Ястребов, С.Д. Клочкович, К. Толкачёв, А.С. Апонасенко, Л.И. Матвеева, Э.А. Синяя, П.И. Коваленко, П.И. Басихина, Н.В. Куликова. Из поколения в поколение передаются традиции педагогического мастерства. Особые слова благодарности заслуживают учителя-ветераны Новикова Н.Ф., В.В. Шевердина, В.С. Мисникова, Я.И. Перешивко, С.М. Алексеенко, В.И. Зубарева и многие другие.
За годы существования Лопушская школа дала путёвку в жизнь многим выпускникам, нашедшим своё призвание в разных сферах деятельности.
Продолжают дело своих наставников бывшие выпускники школы Т.А. Сергачёва, Н.В. Бадеева, О.Я. Перешивко, Л.В. Круговых, П.А. Круговых, Н.А. Пузик ., Е.К. Лисукова.
Сегодня
В сентябре 2003 года введено в строй новое здание школы. Новые условия и возможности открыли перед коллективом учителей и учащихся новые горизонты. До 2010 года основной целью концепции развития учреждения было создание модели личностно-ориентированного образовательного процесса сельской школы основанного на деятельностном подходе. Опережая основные тенденции развития системы образования ещё до 2003 года началось внедрение раннего изучения иностранного языка в начальной школе, изучение информатики и экологии с 5 класса, широкое использование современных образовательных технологий, информатизация образовательного пространства. Развёрнуто научно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Деятельность школы планируется по направлениям и преследует конкретные цели. Так, комплексно-целевая программа «Россияне» увенчалась победой школьной команды на областном финале Движения Юных Патриотов. Программа «Здоровье» является визитной карточкой школы, учащиеся школы являются неоднократными победителями и участниками спортивных состязаний на региональном и федеральном уровнях. Большое количество спортивных мероприятий районного уровня проходят на базе школы.
Научное общество учителей и учащихся школы «Зелёная планета» включает в себя работу по вовлечению в исследовательскую деятельность одарённых и способных учащихся которые стремятся к открытиям. Учащиеся школы стали лауреатами и дипломантами областных и общероссийских конкурсов по исследовательской деятельности с работами на краеведческой тематике «Богатырь Рейн и красавица Десна – хранители легенд двух народов», «Не верзи!... (Об участии жителей с. Лопушь в событиях ВОВ)», «Родословие. Фараоновщина» , «Церковь Рождества Пресвятой Богородицы» и др .
Традиционно высокие результаты ученики школы показывают на районных олимпиадах по предметам.
Широкий выбор представлен учащимся в сфере дополнительного образования. Организованы кружки и секции «Спортивные игры», «Лыжная подготовка», танцевальный кружок «Интрига», вокальный «Фантазия», «Занимательная информатика», «ЮИД», «ДЮП», «Умелые руки», много предметных кружков.
Учебный процесс осуществляют 24 высококвалифицированных учителя. 45% из них имеют высшую и 55% первую категории. Аниканова С.А., Самойленко В.Н. и Лукутин Р.В. награждены нагрудными знаками РФ. Особо хочется отметить учителей-новаторов Домахину С.В., Панасову О.В., Сергачёву Т.А., Лукутину Н.А., Аниканову С.А., Сальникову Е.П., Винокурову Т.М., Круговых Л.В., Круговых П.А. , Лисукову Е.К. и др. Много сил, времени и таланта отдают детям учителя – энтузиасты Фризен И.Н. и Самойленко В.Н.
Основными показателями деятельности школы являются стабильно хорошие результаты ЕГЭ, поступление выпускников в ВУЗы (более 55% ежегодно). С 1996 года с золотой медалью школу окончили 3 выпускника, с серебряной 33 выпускника
Школа оснащена современным компьютерным оборудованием. В каждом классе имеется выход в Интернет, создана общешкольная локальная сеть, два класса оснащены интерактивными досками, четыре – мультимедийными проекторами. Учитель информатики Круговых П.А. является автором школьного сайта в Интернет.
Школьное сообщество принимает активное участие в приоритетном национальном проекте «Образование» и в конкурсах педагогического мастерства. Президентского гранта удостоены учителя высшей категорииАниканова С.А. (2012), Домахина С.В. (2009), Панасова О.В. (2008), Лукутина Н.А.(2007), Гранта Э.Василишина, представителя от Брянской области в Совете Федераций удостоен Лукутин Р.В., Грант Главы Выгоничского района вручён Круговых П.А. , Самойленко В.Н. Учитель иностранного языка Аниканова С.А. является победителем областного и участником общероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя. Ученики Фараонов В. Лысов С. , Лазаренко И., Крохина Ю., Рылов С., Бирюкова В. удостоены премии Главы Выгоничского района «Одарённые дети». Учителя школы участвуют в конкурсах педагогического мастерства на муниципальном уровне «Самый классный классный», «Учитель года».
Школа удостоена Премии Главы Выгоничского района, получен школьный автобус, компьютерное оборудование.
Школа активно сотрудничает с общественностью. В 2010 году создан Попечительский Совет, в который вошли депутаты райсовета, Глава администрации Лопушского поселения, предприниматели и родители учащихся школы.
Основной целью работы профсоюзной организации школы является защита интересов трудового коллектива, организация их труда и отдыха. Профкомом школы в составе Перешивко О.Я., Дудко И.А., Круговых Л.В., Бадеевой Н.В. под руководством Аникановой С.А. осуществляет проведение мероприятий, посвящённых памятным и юбилейным датам, праздникам. Оказывает посильную помощь в трудную минуту.
Коллектив школы является активным участником в Брянской региональной общественной организации «Ассоциация Педагогических работников». Директор школы Лукутин Р.В. в 2010 году избран председателем исполкома Выгоничского отделения организации.
Школа сильна своими традициями. Ежегодно проводится Вахта Памяти ко Дню Победы в ВОВ, Дню освобождения Брянщины, Памятное мероприятие 22 июня «День Памяти и скорби», «Лыжные гонки памяти учителя физической культуры Заварзина В.С.», День Здоровья, День Самоуправления и др.
Особенно запоминаются коллективные общешкольные походы, День самоуправления, День Здоровья. Наша задача эти традиции сохранять и приумножать.
ЗАВТРА
На 1 сентября 2012 года в школе обучаются 177 учащихся. Это дети из Лопуши, Выгоничей, Бурачёвки, Мякишево, Упологов, Переторгов. Организован подвоз 63 учащихся школьным автобусом.
Планы на будущее уже начинают претворяться в жизнь. В новом учебном году школа начала строить новую для себя модель «Школа полного дня – территория здоровья», работаем в режиме 5-ти дневной учебной недели. Уклад жизни школы заметно меняется: учебные занятий переходят в дополнительные занятия и консультации по предметам в рамках единого расписания. Перемены увеличились, после четвёртого урока вся школа становится на зарядку. Организована работа буфета, в столовой кормят детей два раза в день горячими завтраками и обедами. Все занятия разных форм заканчиваются в 20.00. Работает две группы продлённого дня, школа «Полного дня». Учащиеся из соседних поселений находятся в школе до 16.00 и имеют возможность посетить дополнительные занятия, участвовать в воспитательных мероприятиях.
Инициатива Президента России Д.А. Медведева «Наша новая школа» находит своё отражение и у нас. Свою работу школа строит на основе современных требований к системе образования. Школа на перспективу должна развиваться в соответствии с требованиями модернизации образовательного пространства.