Официальный сайт
Главная Регистрация | Выход | Вход
 МАОУ - Лопушская СОШ
им. Н.М. Грибачева

Понедельник, 25.11.2024, 22:39
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
ДОМ "ЮНАРМИИ
Меню сайта
Наш опрос
Как Вы относитесь к ограничению доступа детей к сети Интернет
Всего ответов: 65
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Block title

Панасова О.В.  учитель русского языка и литературы


«И мы сохраним тебя, русская речь»?

 

                     И мы сохраним тебя, русская речь,

                     Великое русское слово.

                     Свободным и чистым тебя пронесем,

                     И внукам дадим, и от плена спасем

                                      Навеки!

В очередной раз на уроке литературы я слышу ахматовские строки, цитируемые учащимися с различной степенью уверенности и долей пафоса. И всякий раз, когда я слышу эти строки, меня восхищает уверенность А.А.Ахматовой в том, что «великое русское слово», отождествляемое поэтессой с идеей суверенитета, национальной независимости, государственности, если хотите, будет сохранено и передано «внукам». Нам, людям, занимающимся вопросами сохранения этой «громады» (определение дано Н.В.Гоголем) в ее «первозданном», полученном в наследство от наших великих классиков, виде по долгу службы и по велению сердца, так хочется разделить уверенность поэтессы в том, что мы сможем сохранить «этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Но, к сожалению, часто приходится признавать свое поражение в этой «борьбе» за «чистоту языка». В чем причина? А причин много, и проблем много. Позволим себе обратить Ваше внимание лишь на некоторые из них.

Минувший год был объявлен годом русского языка. А что сделано для того, чтобы наш «великий и могучий» язык поднять на верхнюю ступень пьедестала почета хотя бы в рамках сферы образования? На изучение русского языка в старших классах по базисному плану (то есть законодательно) выделяется лишь один час в неделю. Вот и «выжмись» учитель, «изловчись», чтобы язык «засиял всеми своими гранями», научи «ясно мыслить» и «ясно излагать», чтобы любая работа ученика была безупречна, да еще к единому государственному экзамену подготовь, потому что ему, выпускнику, еще и в ВУЗ поступить захочется. А некоторые учебные заведения сертификатам не доверяют: детям еще надо сочинение, изложение или диктант написать. Хорошо, если директор школы окажется единомышленником, проникнется нежной любовью к языку родному, поймет, что русские люди должны постичь законы родного языка, и еще часик «накинет» на постижение премудростей родной звучащей и письменной речи. Как-то в этой гонке забываешь о необходимости «любования словом», о восхищении при соприкосновении с красотой и изяществом «метко сказанного русского слова». Дай Бог все успеть и от времени не отстать, потому что дети наши в ногу со временем успевают идти: владение компьютером – для них не «закрытая тема». В промежутках между «уик-эндами», «тусовками», «презентациями», «шопингами» в Интернете на «чатах» «зависают», общаются через «аську» на уровне: «пупсик я то тебя тащюсь» ( с напрочь забытым знаменитым «чу/щу» и пропущенной запятой после обращения к «пупсику», настолько не заслуживающему уважения, что даже большой буквы для него жалко). А сейчас этот открытый диалог еще и по телевизору демонстрируют «бегущей строкой». И картинка уже никого не интересует. Куда интереснее, что пишут. А ведь так хочется, чтобы интересовало, как пишут!

М.В.Ломоносов утверждал, что русский язык «имеет природное изобилие, красоту и силу» и в нем одном можно найти все то, чем обладают языки мира каждый в отдельности. В.Г.Белинский отмечал, что русский язык «чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий». Эллочка Щукина легко обходилась тридцатью словами. А современные молодые люди зачастую (я совершенно не хочу обидеть всю молодежь!) используют лишь последнюю часть определения В.Г.Белинского, находя язык пригодным лишь «для выражения простых естественных чувств», да и выражения, прямо скажем, неумелого.

Следует ли их в этом винить? Пожалуй, нет.

Во-первых, слог и своеобразные синтаксические и орфографические «нормы», провозглашающие свободу от всяких норм, навязанные нам изрядно надоевшей телевизионной рекламой, проникли в наши души и сердца.

Во-вторых, «телезвезды» во всеуслышание с экранов телевизоров громогласно заявляют о том, что учиться – последнее дело, хвастаясь тем, что они, получая в школе в лучшем случае «тройки», «достигли степеней известных» (так и хочется, не в обиду нашим звездам, процитировать бессмертную фразу А.Платонова: «Великий человек, выросший из мелкого идиота»). А кому ребенок скорее поверит, «крутому» телевизионному авторитету, «плюющемуся» словами, или поднадоевшему школьному учителю, убеждающему, что необходимо «овладевать секретами языка»? «Овладевать» долго, сложно. А нужно ли это, если наши средства массовой информации с завидным постоянством доказывают, что никаких секретов нет: пиши, что хочешь и как хочешь (что ни строчка – то ошибка), а наши «именитые мужи» с высоких трибун зачастую убеждают в том, что говорить можно, не задумываясь над смыслом сказанного и не заботясь о языковом оформлении мысли?

А от того, как часто ты употребляешь в речи новомодные словечки, пришедшие к нам из-за «бугра», зависит степень твоей «крутизны». Вот и демонстрируют наши «бой-френды» и «бой-френдихи» свою «крутизну», к месту и не к месту употребляя иностранные и «бесполезные» слова, которые русскому человеку «даром не нужны» (утверждал Е.Базаров, герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

«Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен все выразить, изобразить и передать», - утверждал И.Ильин. «Но, чтобы воспользоваться всеми сокровищами, нужно хорошо знать его, нужно уметь владеть им», - продолжил и развил мысль И.Ильина Н.А.Добролюбов. Именно эту задачу – помощь ребенку в овладении законами языка – решает школа.

Но, помимо школы, ребенка «обучает» улица, воспитывают родители. К.Г.Паустовский был убежден, что «для того чтобы не потерять чувство…языка», нужно общаться с «простыми русскими людьми». Вот дети общаются и зачастую овладевают…профессиональными секретами мастерского ведения диалога на уровне бранно-матерной речи.

Вот таковы они, реалии нашей жизни.

И все-таки хочется верить, что И.И.Срезневский был прав, утверждая, что язык – это «драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может…ни умножиться, ни растратиться». «Народ выражает себя в языке своем», а у русского народа, хочется верить, великое будущее. И язык наш «переболеет» вместе с нами нашими «болезнями» и воскреснет к новой жизни «по-новому великим». Хочется повторить вслед за А.Яшиным:

                Я люблю свой родной язык:

                Он понятен для всех,

                Он певуч,

                Он, как русский народ, многолик,

                Как держава наша, могуч.

 

 

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА
Архив записей
Полезные ссылки
Поиск

МАОУ-Лопушская СОШ им. Н.М. Грибачева © 2024Бесплатный хостинг uCoz
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?