Панасова О.В. учитель русского языка и литературы
Литературное краеведение (из опыта работы).
В Лопушской школе имени писателя Н.М.Грибачева создана и успешно функционирует на протяжении ряда лет модель учебно-воспитательного процесса на основе осуществления личностно-ориентированного подхода.
В связи с этим разработано и успешно функционирует несколько подпрограмм, предусматривающих работу с мотивированными и немотивированными на учебу детьми.
Основная цель работы с немотивированными на учебу детьми – обеспечение условий для успешной социализации и максимальной самореализации личности ребенка.
В рамках работы с мотивированными на учебу (одаренными) детьми в школе создано и успешно функционирует в течение трех лет научное общество учащихся, где старшеклассники под руководством преподавателей проводят различные виды творческой и исследовательской работы.
В рамках литературного краеведения проводится планомерная работа по изучению творческого наследия Н.М.Грибачева, уроженца села Лопушь, и пропаганде полученных знаний.
В ходе данной работы комплексно решаются образовательные, культурно-просветительские и воспитательные задачи, а момент научной значимости имеет подчиненное значение (на начальных этапах работа проводится со всеми учащимися определенной возрастной категории, на завершающих этапах – работа с мотивированными на учебу детьми).
Основные образовательные цели при осуществлении данной работы следующие:
- ознакомление учащихся с творческим наследием Н.М.Грибачева;
- выявление познавательных интересов учащихся;
- ориентация учащихся на познание как ценность;
- компиляция литературных знаний по теме;
- формирование творческой, разносторонней личности.
Главные цели воспитания:
- выработка позитивного отношения к историко-литературному наследию родного края;
- формирование понимания значимости национальной культуры, потребности в принадлежности к ней.
Данная работа проводится поэтапно, с учетом возрастных особенностей детей, степени их интеллектуальной зрелости.
1 этап – подготовительный (7 класс).
Основная цель работы на данном этапе – развитие эмоциональной сферы учащихся, формирование интереса к творчеству поэта-земляка.
Виды деятельности:
- знакомство с творческим наследием Н.М.Грибачева в ходе изучения творчества поэтов 20 века (работа на уроке);
- конкурс чтецов: «Край родной, воспетый в стихах» (воспитательная работа по предмету).
Поскольку на данном этапе работы основное воздействие на ребенка производит звучащая речь, велика роль учителя-словесника, читающего стихи. Помимо этого, к участию в конкурсе чтецов на внеконкурсной основе привлекаем специально подготовленных учащихся из числа членов инициативной группы (старшее звено).
2 этап (8 класс).
Цель работы – развитие интереса к теме (творчество Н.М.Грибачева).
Основные виды деятельности:
- знакомство с жизнью и творчеством Н.М.Грибачева (урок по краеведению: «Вехи жизни поэта»);
- воспитательная работа по предмету проводится совместно с работником музея Н.М.Грибачева (посещение музея, выставка работ в кабинете русского языка и литературы, лекция директора музея).
Задача педагога-организатора на данном этапе работы – создание инициативной группы из числа учащихся, мотивированных на учебу, с целью углубленного изучения творческого наследия Н.М.Грибачева в рамках научно-исследовательской работы и пропаганды полученных знаний.
3 этап (9, 10 классы).
Цели и задачи работы:
- формирование научного интереса к теме, проблеме;
- инициация дальнейшей творческой деятельности учащихся.
Виды деятельности:
- подготовка доклада по выбранной теме;
- участие в литературных чтениях;
- участие в конкурсе чтецов.
На данном этапе работы педагог выступает в роли организатора и консультанта.
4 этап (10, 11 классы).
Цели и задачи:
- развитие понимания научной этики и научных традиций;
- введение в сферу современных научных представлений.
На данном этапе ребята осуществляют работу в рамках научного общества. Педагог, являющийся научным руководителем, помогает учащимся, занимающимся научно-исследовательской работай, правильно организовать свою деятельность по подготовке информационно-реферативной или проблемно-реферативной творческой работы по выбранной ранее теме (тема, над которой учащиеся работали на предыдущем этапе, уточняется и конкретизируется в соответствии с объемом накопленного материала), знакомит ребят с методикой работы над проблемой, общими элементами научно-исследовательской работы, руководит ходом работы.
Заключительный этап работы – выступление учащихся на научно-практической конференции, которая подводит итог работы научного общества в течение истекшего учебного года.
Организованная таким образом работа по литературному краеведению, являясь составной частью общей работы школы, помогает решать стоящие перед учебным заведением образовательную (развитие творческого потенциала учащихся в рамках использования личностно-ориентированных технологий) и воспитательную (нравственное и патриотическое воспитание) задачи, способствует вовлечению в данную работу учреждения культуры, находящегося на территории села Лопушь.