МАОУ – ЛОПУШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ПИСАТЕЛЯ Н.М.ГРИБАЧЕВА
Программа деятельности детского общественного объединения
«Маленькая страна»
Срок реализации: 5 лет
Возраст детей: 6 - 16 лет.
Старшая вожатая: Клименкова Т.А.
Программа детского объединения «Маленькая страна» - это целенаправленная деятельность, осуществляемая учащимися и взрослыми, ориентируемая на создание необходимых условий для духовно-нравственного развития личности ребенка на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание помощи в жизненном самоопределении в изменяющихся условиях социальной действительности.
Проблемы, существующие в нашей стране, не могут не сказаться на воспитании подрастающего поколения. Мы не в силах их изменить, но мы в силах так воспитывать своих учеников, чтобы они могли этим проблемам противостоять, ориентироваться в современных условиях, уметь общаться, помочь ребенку выдвинуться как лидеру.
Детское объединение «Маленькая страна» - это общественная организация, объединяющая активных, инициативных и творческих учащихся 1-11 классов, педагогов и родителей.
Современный образ молодого человека – это личность свободная, творческая, деятельность которой мотивируется самосохранением, самоопределением, самореализацией. Личность рациональная, мобильная, активная, ориентированная на творческий труд, ценность которого в глубоких знаниях, профессионализме, широкой общей культуре.
Главным направлением в работе детской организации является духовно-нравственное развитие и совершенствование личности ребенка, которое включает в себя:
- формирование национального сознания;
- приобщение к культурному наследию России;
- овладение духовным ценностям родного края;
- уважительное отношение к старшим.
Духовно-нравственное воспитание предполагает воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, бережного отношения к окружающей природе, гордости за Родину, где родился и живешь, понимание роли государства, уважительное отношение к своему народу, повышение интереса к истории Отечества, воспитание уважительного отношения к старшему поколению и желание заниматься благотворительной деятельностью.
Работа по данному направлению осуществляется через совместную деятельность ДОО и воспитательной системы школы «Я – гражданин России», которая включает в себя следующие подпрограммы:
№ п/п |
Направления воспитательной системы |
Подпрограммы |
Основные формы работы |
|
«Я и Отечество» |
«Моя малая Родина» |
Встречи с ветеранами войны и труда, митинги, исследовательская работа, праздники
|
|
«Я и Экология» |
«Живи, Земля!» |
Экологический десант, выпуск стенгазет «Экологический вестник», исследовательская работа, операция «Чистое село», трудовые субботники |
|
«Я и школа» «Я и семья» |
«Свой голос», «Спорт – это здоровый образ жизни» «Мы строим город Детства» |
Выпуск общешкольной газеты «Голос страны», спортивные праздники, лектории, конкурсы рисунков и стенгазет «Здоровье – это здорово!» |
|
«Я и культура» |
«Красота спасёт мир» |
Праздничные программы, интеллектуальные конкурсы и викторины, исследовательская работа, встречи с земляками |
|
«Я и Я» |
«Каникулы», «ДОМ» |
Шахматные турниры, спортивные эстафеты и конкурсы, викторины, благотворительные акции и выставки |
Работа по данным направлениям осуществляется через проводимые общешкольные мероприятия, встречи, беседы, знакомство с семейно-бытовыми традициями, промыслами и ремеслами, исследовательскую деятельность.
Цель программы:
- эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей.
Задачи:
- создание условий для реализации творческого потенциала членов организации, развитие их интеллектуальных и физических способностей;
- содействие гармоничному духовному развитию личности ребёнка и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе познания искусства, литературы, изучения истории, традиций и обычаев родного края;
- обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися школы;
- оказание помощи учащимся в определении жизненной позиции, налаживание доброжелательных отношений в классном коллективе;
- формирование умения правильно ориентироваться в современных условиях;
- развитие способности проявлять свои лидерские качества;
- проведение работы по укреплению традиций детской организации;
- организация социально-значимой деятельности детей и подростков, как в учебное, так и в свободное время;
- развитие учебно-исследовательской деятельности, технического творчества учащихся, создание благоприятных условий для художественно - эстетических объединений;
- приобщение школьников к социальной культуре, умению жить и адаптироваться в условиях рынка, воспитывать в себе уровень гражданственности;
- воспитание чувства единства с природой, бережного отношения к ней, умения сопереживать, быть милосердным к окружающим тебя людям;
- формирование позитивного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе;
- воспитание чувства патриотизма, гражданственности, потребности в самоотверженном служении на благо Родины.
Содержание программы:
Направление «Я и экология»
В содержание деятельности по данному направлению входит осмысление ребенком себя как части природы, ответственности за экологическое состояние своей Земли.
Подпрограмма «Живи, Земля»
Цель экологического движения - формирование у детей и подростков экологического мышления, правильного представления о целостности современного мира и общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, приобщение к здоровому образу жизни.
Программа «Живи, земля» предусматривает:
1.Создание необходимых условий для обеспечения различных детских и подростковых формирований;
2.Разработку маршрутов экологических троп;
3.Проведение операций «Родник», «Муравейник», «Живая вода», «Лекарственные травы».
Направления работы:
1-4 классы |
5-8 классы |
9-11 классы |
Экскурсии и походы в природу (в разное время года) |
||
Праздник Осени |
||
Выставка «Дары осени» |
||
Конкурс осенних композиций «Природа и фантазия» |
||
Экологические десанты |
||
Конкурс рисунков |
Выпуск экологического вестника |
|
|
Экологические рейды по охране природных массивов и реки Десна (регулярно) |
|
Викторина «Что растёт в моем краю» |
Выставка «Наши зимующие птицы» |
|
Беседы и лектории по охране природы |
||
«Окно в природу» |
«Птицы наши друзья» |
«Экологические проблемы: пути решения и реальность» |
«Природа - наш общий дом» |
«Охраняемые растения и животные Брянской области» |
«Лесные ресурсы мира» |
Викторина «Съедобные и ядовитые грибы» |
«Лесные богатства» операция «Кормушка» |
Обсуждение экологического проекта «Геоботаническое описание берёзовой рощи в окрестностях с. Лопушь» |
|
Операция «Живи, ёлочка», «Кормушка» |
|
Конкурс рисунков «Цвети, земля» |
Конкурс плакатов «Цвети, земля» |
|
Праздник «День птиц» |
Праздник «День птиц» Турнир знатоков природы |
Викторина «Лесные Робинзоны» |
Выставка поделок из природного материала |
|
|
Конкурс «Друзья природы» |
«Операция «Муравейник»» |
Участие в экологической конференции «Профессии лесного хозяйства» |
«О пользе птиц» - утренник |
«Экологический светофор» |
Экологический капустник |
|
Устный журнал «Эта хрупкая планета» |
Час вопросов и ответов |
Экологический праздник «Землянам чистую планету» |
Направления: «Я и школа», «Я и семья»
В содержание деятельности по данному направлению входит осмысление неразрывной связи и зависимости между семьей и школой, воспитание любви и уважения к своим родителям, сохранение семейных традиций, стремление к знаниям – это главные факторы, влияющие на становление гражданственности.
Подпрограмма «Мы строим город детства»
Цель: формирование у детей положительного социального опыта, умение ориентироваться в жизни, научить детей жить в коллективе.
Задачи:
- расширить кругозор учащихся; удовлетворить их любознательность в познании окружающего мира;
- воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать своё место в семье, ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения;
- привить детям навыки культурного общения со своими сверстниками, людьми старшего возраста, младшими братьями и сёстрами;
- воспитать в детях умение сопереживать, стремиться прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
СТАРТ- ПРОГРАММА, ДАТА |
ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА |
ДЕЛА В ОТРЯДЕ |
Предстартовый период.
Сентябрь |
1.Праздник Первого Звонка. 2.Урок нравственности. 3.Экологический месячник. 4.Выставка «Дары Осени». 5.День Здоровья. 6. Выставка рисунков «Родное село» |
1.Урок нравственности. 2.Операция «Чистое село». 3.Выставка в отряде «Чудо-огород». 4.Конкурс «В здоровом теле - здоровый дух » 5.Конкурс рисунков. |
Улица Экологическая
Октябрь |
1.Месячник пожилых людей. 2.День Учителя. Выставка цветочных композиций. 3.Праздник Осени. 4.Экологический десант. 5.Выставка рисунков «Земля - наш дом». |
1.Операция «Забота». 2.Выпуск отрядной газеты «Для дорогих учителей»… 3.Конкурс осенних букетов. 4.Осенняя викторина. 5.Операция «Чистое село». |
Улица Милосердия
Ноябрь |
1.Неделя Матери - выставка аппликаций «Цветы для мамы»; - конкурс творческих работ «Пишу о тебе, милая мама»; - концертная программа «Мама – первое слово, главное слово в каждой судьбе» 2.Спортивные соревнования. |
1.Операция «Сюрприз для мамы». 2.Конкурс мини -сочинений. 3.Подготовка концертных номеров. 4.Весёлые старты. |
Улица Новогодняя
Декабрь |
1.Благотворительные акции. 2.Новогодние утренники. 3.Операция «Живи, ёлочка» |
1.Выставка «Семейная игрушка». 2.Операция «Кормушка». 3.Конкурс на лучшую снежинку. 4.Мастерская Деда Мороза. |
Улица Патриотическая
Январь |
1.Месячник героико-патриотической работы. 2.Митинг у памятника, погибшим воинам.
|
1.Операция «Ветеран живёт рядом». 2.Конкурс рисунков «Моя малая Родина». 3.Экскурсия в школьную музейную комнату. 4.Конкурс стихотворений на патриотическую тематику. |
Улица Спортивная
Февраль
|
1.Семейные спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». 2.Выставка в библиотеке «Героям - слава». 3.Соревнования по спортивному ориентированию. 4. Встреча с ветеранами ВОВ. |
1.Копилка интересных конкурсов. 2.Библиотечный час «Книги о войне». 3.Лыжная экскурсия в зимний лес. 4.Операция «Открытка ветерану». |
Улица Почемучки
Март
|
1.Выставка газет «Праздник, который пахнет мимозой». 2.Неделя детской и юношеской книги. 3.Концертная программа «Для милых мам…». |
1.Выпуск газеты. 2.Викторина «Угадай сказочного героя!». 3.Конкус на лучшее стихотворение о маме. |
Улица Зелёный мир
Апрель
|
1.День юмора и смеха. 2.Экологический десант. 3.Экскурсии в природу. |
1.Юмористический журнал. 2.Операция «Зеленый мир». 3.Экскурсии в лес. |
Улица Героическая
Май |
1.Час общения «Мужество, рождённое в боях». 2.Торжественный митинг, посвященный Дню Победы. 3.Праздник Детства. 4.Праздник последнего Звонка. 5.Праздник «Прощай, начальная школа». |
1.Операция «Цветы ветерану». 3.Конкурс рисунков на асфальте «Я вижу мир». 4.Шашечный турнир. 5.Спортивные эстафеты.
|
Подпрограмма «Свой голос»
Основная задача программы - помочь подростку 5-7 класса, ощутить себя свободной, полноценной личностью, включённой в систему средств коммуникации общества.
Давая возможность подросткам выпускать общешкольную газету «Голос страны» или классную стенгазету, мы не только помогаем детям реализоваться, но и сами имеем возможность заглянуть в их мир, узнать непосредственно от детей, что их волнует, радует, тревожит.
Направления деятельности |
Дата |
«Земля - наш общий дом»; |
Сентябрь |
«Экологический вестник» |
Октябрь |
« День Учителя» «Оформление выставки рисунков «Осень в гости к нам пришла» |
Октябрь |
«Святая Русь», конкурс плакатов и классных стенгазет; «Проведение конкурса рисунков на тему «Цветы для мамы» в рамках «Недели Матери»; |
Ноябрь |
Подведение итогов работы комитета «Сигнал», выпуск итоговой общешкольной газеты «Голос содружества». |
Декабрь |
Выпуск молний по итогам проведенных мероприятий, трудовых десантов, спортивных соревнований и т. д. |
В течение года |
Выпуск Рождественской открытки; Выпуск отрядных стенгазет «Имена, вписанные в историю»; |
Январь |
Поздравительные газеты в классах «Любимому папе», посвященных Дню защитника Отечества; |
Февраль |
«Восславим женщину, чьё имя мать»- выпуск общешкольной газеты «Голос содружества» к празднику 8 марта; |
Март |
Выпуск газеты «Юморина»; Выпуск газеты «Экологический вестник» |
Апрель |
Операция «Открытка ветерану» |
Май |
Подпрограмма «Спорт - здоровый образ жизни»
Основные принципы программы:
- Проведение подвижных игр на свежем воздухе;
- Забота о физическом развитии и здоровье личности;
- Закалка характера;
- Проведение мероприятий по профилактике вредных привычек и информирование о преимуществах ЗОЖ;
- Воспитание духовно- нравственного и физического совершенства.
2-4 классы |
5-8 классы |
9-11 классы |
«Весёлые старты» |
|
|
О с е н н и й к р о с с |
||
|
Соревнования по русской лапте |
|
|
Соревнования по волейболу |
|
«Богатырские потешки» «Папа, мама, я – спортивная семья» |
Военно-спортивная игра «Русские богатыри» |
|
|
Соревнования по стрельбе |
|
Соревнования по футболу |
||
|
Соревнования по подтягиванию |
|
«Эстафета смелых» |
|
Военно- полевые сборы |
Месячник оборонно-спортивной работы |
||
Смотр строя и песни |
||
Туристско-краеведческая работа |
Подпрограмма «Возрождение»
Цель: возрождение народных традиций и обрядов на основе самобытной культуры своего региона.
Задачи:
- воспитание уважения к духовно- нравственным нормам общества, семейным традициям и обрядам;
- духовное, физическое совершенствование личности;
- знакомство с традициями, обычаями жителей села, обрядами, песенным фольклором;
- сбор и обработка краеведческого материала из истории быта жителей села, семейных ремёсел;
- знакомство с русскими народными играми, обрядами, устным народным творчеством.
Основные направления работы:
5-8 классы |
9-11 классы |
Знакомство с народными промыслами и ремеслами. |
Сбор краеведческого материала на тему «Летопись села Лопушь» |
Встреча со старожилами села. |
Оформление исследовательских работ по краеведению. |
Знакомство с русскими народными играми. |
Работа над проектом «Я- гражданин России» |
Конкурс стихотворений «О, Русь святая!» |
Конкурс творческих работ учащихся « Русским традициям – жить!» |
Экскурсии в районный, областной краеведческие музеи |
|
Сбор и оформление материала для музейной комнаты: «Живая старина» |
Направление «Я и Я»
В содержание деятельности по данному направлению входит осмысление ребёнком себя как частицы окружающего мира и уверенности в своей значимости.
Подпрограмма «Детский Орден Милосердия»
Цель: возрождение традиций благотворительности, создание условий для передачи опыта поколений и использование его в деятельности ДОО, воспитание доброты, чуткости и сострадания.
Задачи:
- Поддержка ровесников в трудных жизненных ситуациях;
- Развитие детской и юношеской инициативы по оказанию помощи детям - инвалидам. Поощрение личного желания добровольно и бескорыстно заботится о них.
- Воспитывать у подрастающего поколения доброго, милосердного отношения к пожилым людям, умения сострадать, быть отзывчивым.
Основные направления работы:
5-8 классы |
9-11 классы |
Выставка поделок для детей «Семейная игрушка». |
Встречи с тружениками тыла «Годы, опалённые войной». |
Участие в акциях «Отзовись добром», «Помоги ближнему», «Подарок солдату». |
|
Шефская помощь ветеранам войны и труда, пожилым людям. |
Участие в благотворительном концерте, посвящённом Дню пожилого человека. |
Подпрограмма «Каникулы»
Цель: создать благоприятные условия для полноценного отдыха, оздоровления и занятости детей в период каникул;
Задачи:
- Новаторский подход к организации свободного времени детей и подростков;
- Заботится о социально - творческом развитии личности школьников в условиях деятельности детского объединения;
- Формировать важнейшие социальные навыки, способствующие социальной адаптации;
- Развивать умение и желание следовать правилам, направленным на приобщение к здоровому образу жизни;
- Воспитывать любовь к родному краю, его традициям, развивать интерес к изучению его истории, бережно относиться к его прошлому;
- Профилактика детской и подростковой безнадзорности, правонарушений и травматизма в период каникул.
Основные направления работы:
2-4 классы |
5-8 классы |
9-11 классы |
||
Спортивные соревнования |
||||
Викторина «В мире интересного» |
Час общения «Сделай правильный выбор!» |
Диспут «Моё свободное время» |
||
Конкурс «В мире русских народных сказок» |
Устный журнал «Землянам - чистую планету!» |
|||
Выступление агитбригады на тему: «Мы выбираем здоровый образ жизни» |
||||
Конкурс рисунков «Моя Лопушь» |
Экскурсии в музеи |
|||
Работа секций и кружков согласно расписания |
||||
Направление «Я и Отечество»
В содержание деятельности по данному направлению входит осмысление ребёнком себя, как части своей родины, гражданина, патриота Отечества.
Подпрограмма «Моя малая Родина»
Данная программа рассчитана на учащихся 5- 11 классов;
Цель программы : патриотическое воспитание юных граждан ;
Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Формирование духовно - нравственных принципов на основе сохранения и развития чувства гордости за свою малую Родину;
- Воспитание личности гражданина - патриота своей Родины;
- Воспитание понимания Отечества как не проходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
- Выявление и развитие у учащихся творческих способностей, создание условий для творческой самореализации учащихся, приобщение к духовным ценностям.
Данная программа реализуется по следующим направлениям:
5-8 классы
|
9-11 классы |
Экскурсии по родному краю. |
|
Участие в творческих конкурсах |
|
«Моя малая Родина» |
«История моей семьи в истории родного края» |
«Семейные праздники» |
Диспуты, дискуссии, психологические тренинги |
Празднование Дней воинской славы России, дня освобождения Брянщины. |
|
Уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ, Афганистана, чеченских событий. |
|
Сбор материала по истории родного края. |
Обработка материала по истории родного края. |
Походы, экскурсии |
|
Участие в районных, областных конкурсах- смотрах, фестивалях |
|
Проведение конкурса рисунков «Моя малая Родина» и организация выставок |
Участие в работе спортивных секций, кружков. Организация и проведение спортивных соревнований |
Создание «Летописи села Лопушь» |
|
Работа над написанием родословных учащихся, знаменитых жителей села, района и области. |
Направление «Я и культура»
В содержание деятельности по данному направлению входит развитие духовного мира школьника на основе познания искусства, литературы, фольклора, культурных ценностей родного края.
Подрограмма «Красота спасёт мир»
Цель программы: расширение интеллектуального потенциала учащихся, духовно- нравственное развитие личности ребёнка на основе познания искусства, литературы, фольклора.
Программа способствует решению следующих задач:
- Выявление, развитие и поощрение одарённых детей;
- Развитие творческой деятельности по возрождению народной культуры.
Возрождение духовно - нравственных принципов осуществляется по следующим направлениям:
2-4 классы |
5-8 классы |
9-11 классы |
Проведение урока нравственности |
||
Праздник «Осень в гости к нам пришла» |
Праздник осени |
Осенний бал |
Праздник «Восславим женщину, чьё имя мать», в рамках « Недели Матери» |
||
Конкурс юных чтецов и авторов «Строки, опалённые войной» |
||
Конкурс мини- сочинений «Моя милая мама», «Наша дружная семья» |
Участие в конкурсах на лучшую заметку в школьную газету |
Участие в конкурсах творческих работ: сочинений, эссе, рефератов, очерков |
Выступление танцевального коллектива «Интрига» |
||
Фестиваль предметных наук |
||
Выставка поделок кружковой работы |
||
|
Музыкальна гостиная «Природа и музыка» |
Беседа «Национальный костюм, особенности брянского костюма» |
Музыкальный серпантин: «Мисс Весна» и т. д. |
Структура деятельности организации:
Детская общественная организация «Маленькая страна» является добровольным, некоммерческим формированием детей и подростков 6-17лет, объединяющихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развития творческих способностей и социального становления членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. Организация «Маленькая страна» осуществляет свою деятельность на территории МОУ - Лопушская средняя общеобразовательная школа.
Объединение «Маленькая страна» имеет структуру, отражающую многообразие его функций по формированию личности ребёнка, состоит из различных постоянных и временных коллективов, объединённых в детские организации:
- младших школьников 1 – 4 классов «Солнышко»;
- учащихся 5-8 классов «Забота»;
- старших школьников 9-11 классов «Россияне».
Девиз организации: «Сберечь себя для России и Россию для себя!»
Законы организации:
- Единство слова и дела;
- Чести и совести;
- Дружбы и товарищества;
- Заботы и милосердия.
Организация имеет гимн.
Заповеди организации:
- Человек должен жить для того, чтобы идти вперёд, жизнь должна быть интересной, сделай её такой сам;
- Помните, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно и надо;
- Мы люди, мы живём среди людей. Делай так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
- Учитель – твой товарищ, помощник, спрашивай у него, советуйся с ним;
- Не обижай младших, будь им надёжным другом и советчиком;
- Учись говорить правду, презирая ложь и корысть, требуй этого от себя и от других, умей признавать свои ошибки;
- Будь милосердным, научись сопереживать чужой беде, стремись прийти, на помощь слабому;
- Пусть восторжествует взаимопонимание, доброта, справедливость и милосердие.
Всего организация насчитывает более 120 учащихся в возрасте от 6 до 16 лет, объединённых в отряды.
Каждый отряд имеет свой уголок, в котором отражены основные этапы жизни отряда.
Основой объединения является одновозрастной первичный коллектив, который создается при наличии не менее трёх человек. Руководящим органом является Совет страны, в состав которого входят по одному человеку от отряда. Связь между руководящими органами и первичными коллективами осуществляет Совет дела, куда входят представители от каждого класса. Ра